Поездка в Ярополец идеальная для любителей путешествий выходного дня – 100 км не расстояние.
Усадьба Гончаровых в Яропольце – наша первая остановка. Это единственная восстановленная и поддерживаемая в приличном состоянии усадьба в этих краях.
Сейчас все эти здания принадлежат МАИ (Московскому Авиационному институту), а в самой усадьбе открыт дом отдыха со странным ценообразованием: 600 рублей за номер без удобств и 1500 за номер с удобствами. Зато кормят аж трижды в день.
На территории усадьбы живет какое-то нереальное количество котов:
Несмотря на то, что усадьба не заброшена, ходить никуда нельзя – все либо заперто, либо выгонит бдительная вахтерша.
Поэтому едем дальше, буквально в 300 метрах от усадьбы Гончаровых находится усадьба Чернышевых с очень необычной историей. Когда-то родовое имение генерал-губернатора Захара Чернышево считалось богатейшим в Подмосковье и его нередко называли “русским Версалем”.
Формально, усадьба, находящаяся на балансе того же МАИ, охраняется, но на деле все ограничивается листком бумаги:
Увы, сейчас от былого величия мало, что осталось – усадьба разорена и находится в запустении. Этому способствовали и революция, и период Великой Отечественной Войны, и, в немалой степени, современное время.
В зияющие проемы вставлены решетки и железные двери, но на большее сил не хватило:
Известно, что Захар Чернышев был сторонником масонских идей, а также страстным поклонником театра. Поэтому, через дорогу от усадьбы он выстроил театр, где крестьяне ставили спектакли. Архитектурный проект здания в стиле переходном от барокко к классицизму приписывают Валлен-Деламоту, первому в России профессору в области архитектуры.
Уже позднее, после смерти Чернышева, его супруга перестроила театр в православную церковь, которая впоследствии стала их фамильным склепом. Церковь, прямо скажем, далека от архитектурных канонов православия:
Внутри даже с учетом многолетнего разрушения и разграбления – фантастически красиво:
Усыпальницу генерал-губернатора вандалы тоже не пощадили – отломали все, что смогли и даже залезли в нее. Скоты:
Говорят, во время Великой Отечественной войны в церковь попал немецкий снаряд, пробил пол, но не взорвался:
За церковью-театром находится колокольня, видимо, построенная уже позже. Сейчас вместо купола ее венчает водонапорный бак:
Такое запустение, конечно, приводит в уныние. Неравнодушные граждане пририсовали к формально висящей табличке “Охраняется государством” кроваво-красный вопросительный знак. Другие надписи неравнодушных граждан показывать нельзя из соображений цензуры:
Возвращаемся в усадьбу. За ней, в былые времена был разбит многоуровневый парк.
Сейчас с трудом можно угадать очертания ухоженного некогда парка:
За много веков деревья выросли, причудливо изгибаясь:
Дерево-лось:
На одной из аллей стоит стелла, посвященная приезду Екатерины Второй. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
В разных уголках парка можно найти множество руин, как старинных, так и современных: