Без малого год назад я оказался на стартовой площадке рекордного полета Федора Конюхова и Ивана Меняйло в Тульской области. В составе группы поддержки, мы наблюдали за подготовкой полета, самим полетом и некоторое время сопровождали шар с рекордсменами. Вообще, как мне кажется, эта поездка во много предопределила весь 2016 год, который оказался очень богат на всякого рода путешествия.
В том посте я написал, что заболел воздухоплаванием, но, согласитесь, было бы странно полюбить воздушные шары, так ни разу не полетав на них? Это обстоятельство нужно было срочно исправлять. Сказано – сделано! В середине декабря я отправился в Дмитровский район, где Иван Меняйло проводил тренировочный полет на вновь построенном шаре.
Тренировочный полет проходил в рамках подготовки к новому проекту Федора Конюхова. Его задача установить новый мировой рекорд для тепловых аэростатов класса AX-12, продержавшись в воздухе более 51 часа.
Для нового рекорда и шар построен рекордного размера – это 10.000 м3 гигант (самый большой шар, построенный в России), способный поднять до 5 тонн полезного груза. При этом шар с легкостью помещается в кузове Toyota Hilux – традиционного помощника Федора Конюхова и Ивана Меняйло.
Когда шар в кузове, к пикапу цепляется прицеп с корзиной и оборудованием – и все, можно ехать на стартовую площадку. Таким образом, не считая пассажиров, все необходимое для полета перевозится всего одним автомобилем.
Как я уже говорил, зима – это идеальное время года для полетов на шаре в принципе, а уж для рекордных – тем паче. Всему виной банальная физика, точнее раздел термодинамики. Шар летит на разнице температур внутри оболочки и снаружи. Как правило, температура внутри шара достигает 90-100 градусов, но кратковременно можно подогреть его сильнее. Таким образом, в мороз разница температур становится максимальная, а значит и подъемная сила шара больше. Черный цвет шара – также не случайность, за счет нагрева солнцем удастся немного сэкономить драгоценное топливо.
Но есть у зимних полетов и минусы: во-первых холодно, а во-вторых – все вокруг заметено снегом. Это важный момент, так как для взлета шара нужна ровная площадка, по меньшей мере 40*40 метров. Площадку выравнивали с помощью все того же неутомимого Toyota Hilux – 10 минут дрифта по полю и можно раскладывать оборудование.
Гондола шара сегодня используется необычная – на 16 человек. Это сделано для того, чтобы испытать шар с бОльшей, чем обычно нагрузкой. Гондола выполнена из прутьев лозы и кожи, но весит аж 313 килограмм. Любопытно, что в воздухоплавании до сих пор используются традиционные материалы корзин, а не какие-то супер легкие композиты.
К гондоле сразу же крепят все оборудование – горелки, баллоны и прочее. Когда шар будет надут – времени на это не останется.
Перед тем, как надуть шар, его необходимо ровно разложить на стартовой площадке и визуально проверить на целостность. Оболочка обычно изготавливается из легких, прочных и термостойких материалов, таких как полиэстер, полиамид или лавсан. Для прочности существуют вертикальные и горизонтальные силовые линии. Нижняя часть оболочки, которая соприкасается с открытым огнем, изготавливается из специального жаропрочного материала – номекса, способного выдерживать температуру до 1300ºС.
С помощью бензиновых вентиляторов в оболочку нагнетается воздух, чтобы она приняла форму.
Шар внутри похож на космический корабль. Или на крышу стадиона. Завораживающее зрелище!
Итак, шар заполнен воздухом наполовину. Начинается нагрев воздуха и нужно быть готовым в любую минуту запрыгнуть в гондолу.
Пока шар взлетает, немного расскажу о технике управления. Я всегда считал, что воздухоплаватели практически не имеют возможности повлиять на движение шара, кроме незначительных колебаний вверх-вниз. На деле все оказалось сложнее и интереснее.
Внутри шара существует система фалов и два клапана – парашютный в верхней части купола и боковой. Парашютный клапан открывается для снижения, а боковые отвечают за повороты. Итого перед пилотом свисают из оболочки три фала.
В отличие от параплана и, тем более, самолета, воздушный шар взлетает совершенно ровно и бесшумно – никаких перегрузок, просто ровный отрыв от земли. Постепенно стихают звуки, и ты оказываешься в царстве тишины. Только шум горелки нарушает ее.
Во время полета Иван тестировал автопилот – небольшая коробочка, стоимостью аж 20.000 долларов, которая должна сама поддерживать нужную высоту с помощью горелки. Автопилот самообучается, но не учитывает рельеф и прочие препятствия, так что бОльшую часть полета мы провели в ручном режиме.
Вопреки ожиданиям, в гондоле совсем не холодно. По крайней мере верхней части туловища – горелка греет очень сильно. Но ночью, в мороз, полет превратится в настоящее испытание.
Когда мир не знал дронов, эти кадры считались бы нереально крутыми, а сейчас даже восторга не вызывают…
Поселок Орево – тут находятся научные полигоны МФТИ и МГТУ им. Баумана. С высоты 200 метров я не увидел ни одного человека, только собаки восторженно лаяли пролетающему черному гиганту
Тепличный комплекс «Подосинки» – тут выращивают розы. Объект ненависти местных любителей астрономии – парники дают очень сильную засветку неба.
Мы постепенно приближаемся к месту посадки, куда навстречу нам уже мчится Хайлакс поддержки. Вот он проезжает под нами по шоссе.
Посадка — самая необычная и самая опасная часть полёта. Шар в небе набирает приличную скорость, около 15 километров в час. Погасить её он не может, нечем. Приходится садиться как есть, и тормозить корзиной вместе с пассажирами. Мы лихо оттормозились об верхушки деревьем и плавно спикировали на заснеженное поле.
«Тормозной путь» получился метров 10!
В середине января 2017 года я планирую отправиться в город Рыбинск Ярославской области, где в составе chasing team, я вновь буду присутствовать на попытке установления очередного мирового рекорда Федором Конюховым и Иваном Меняйло. Нескольких Toyota Hilux будут сопровождать шар на протяжении всего полета по разным типам покрытия, включая участки бездорожья. Задача группы поддержки – координировать полет, собирать отработавшие баллоны с топливом (их около 50 и каждый стоит 20.000 рублей – их пилоты будут сбрасывать на землю) и, конечно же, максимально быстро оказаться на месте посадки.
Не переключайтесь, будет интересно!
Оригинал записи: http://student-geolog.livejournal.com/100590.html