1 февраля 1997 года Мичио Канда и Хиразуки Такезава совершили рекордный по длительности полет, перелетев из Канады в США. Они пробыли в воздухе 50 часов и 38 минут.
За последующие 20 лет предпринималось не менее 10 попыток побить рекорд японцев, но все они, по тем или иным причинам, терпели неудачи. Тем не менее, это обстоятельство, ни в коей мере, не смутило Федора Конюхова и Ивана Меняйло, которые решили побить и этот рекорд.
У меня все спрашивают «в чем состоит рекорд? Ведь Федор летом облетел земной шар за 11 суток, а это куда дольше, чем 51 час». Дело в том, что рекорд, поставленный японцами установлен на тепловом аэростате класса AX-12 (с объемом оболочки от 9 до 12 тысяч кубометров). Летом же Федор Филиппович летел на шаре комбинированного типа, подъемную силу которого создавал, в первую очередь, гелий, а теплый воздух использовался для компенсации сжатия гелия ночью.
В этот раз Федор и Иван используют шар объемом 10.000 м3 (то есть даже не максимальный объем для класса). Как вы помните, мы летали на нем в декабре 2016 года.
Итак, 6 февраля колонна Toyota Hilux (незаменимого помощника Федора и Ивана) выдвинулась в город Рыбинск Ярославской области.
Вечером того же дня состоялась пресс-конференция, где герои-воздухоплаватели рассказали о грядущем полете и планах на будущее. Нынешний полет помимо цели установления нового мирового рекорда, является своего рода тренировкой перед еще более амбициозным проектом Федора Конюхова: в 2018 году он планирует подняться на воздушном шаре в стратосферу – на высоту 22-25 км.
Как и в прошлый раз, попытка установления рекорда связана с массой технических нюансов. Шар будет лететь не высоко над землей – на высоте до 200-300 метров. Это достаточная высота для безопасного ночного полета, когда не видно ЛЭП и вышек. Однако, большую часть полета шар будет двигаться еще ниже – чтобы оказаться в самой холодной зоне.
Старт шара был запланирован на 7 утра, но работы по подготовке площадки и непосредственно шара начались еще в 4 часа. Термометр показывал -26 градусов и это вселяло надежду на успешный полет.
Происходящее на аэродроме Южный напоминало кадры из голливудского фильма или, по меньшей мере, крупную войсковую операцию. Чтобы запечатлеть старт Федора и Ивана вокруг черного гиганта разворачивались еще 5 шаров (в том числе, шар-герой прошлогоднего рекорда), а по широкой дуге аэродром то и дело облетал вертолет с командой операторов-телевизионщиков.
В прошлом посте я рассказывал о технологии подготовки шара к полету: шар расправляют, нагнетают в него воздух с помощью вентиляторов, а затем подогревают его горелками.
Шар объемом 10.000 м3 имеет подъемную силу в 5 тонн – почти три Toyota Hilux. Поэтому для предотвращения преждевременного взлета, шар страхуется машинами как якорями. Непосредственно перед взлетом «концы» рубят ножом, и шар свободно улетает.
Для того, чтобы рекорд состоялся, команде Конюхова и Меняйло необходимо тончайшим образом соблюсти баланс между количеством баллонов (и топлива в них), взлетной массой и кучи других факторов. В процессе полета, отработанные баллоны, как и лишние вещи, буду сбрасываться вниз – это позволит немного облегчить шар и экономить драгоценное топливо.
Идеальным соотношением оказалась цифра в 76 алюминиевых баллонов различной конфигурации. На корпусе виднелась трогательная надпись «В ожидании Toyota Hilux»
Пока команда готовила шар, Федор и Иван общались с многочисленными журналистами и проверяли оборудование.
В перерыве между интервью Федора Конюхова даже успел получить награду от местного отделения ДОСААФ
Наконец, шар принимает вертикальное положение и к нему начинают крепить баллоны. Большинство баллонов сделаны на заказ и стоят астрономических денег – от 600 до 6000 Евро . Задача группы наземной поддержки своевременно находить их и подбирать. Зачастую, это напоминает квест, но об этом позже.
Самые большие и дорогие баллоны объемом 200 литров – это свидетели летнего рекорда Федора, когда он летел вокруг земного шара.
Ближе к 8 утра (старт перенесли из-за сильного ветра) шар, наконец, готов к взлету. Единственное, что сейчас отделяет его неба – могучие пикапы, удерживающие его тросами.
Звучит команда «Руби концы!» и начинается обратный отсчет! До рекорда около 51 часа…
Еще одной отличительной особенностью нынешнего полета стало своеобразное ноу-хау – гондолу шара обтянули полиэтиленом. Благодаря этому достигается парниковый эффект и пилоты работают (а это именно работа – тягать тяжеленные баллоны, следить за высотой и попросту не спать) при гораздо более комфортной температуре.
Шар едва-едва улетел, а для Hilux уже появилась работа – на выезде с аэродрома закопался Соболь. Пришлось вытаскивать.
Как я рассказывал год назад, работа группы наземной поддержки состоит в том, что координировать полет, держать связь (а в идеале и визуальный контроль) с пилотами, подбирать баллоны и встретить шар на месте посадки. Toyota Hilux способны проехать как по асфальту, так и по бездорожью, а вместительный кузов позволяет везти с собой достаточный запас оборудования и принимать груз с шара.
Поскольку шар летит, не обращая внимания на сетку дорог, его траектория может кардинально меняться за короткий период времени. Поэтому машины поддержки стараются отработать все возможные варианты пересечения с шаром. С помощью gps метки-транспондера в шаре – его положение можно смотреть онлайн.
Как правило, команда пилотов старается сбрасывать баллоны возле дорог общего пользования – так их легче найти. Но бывают и исключения, когда их сбрасывают в лес или болото. В таких случаях на место выдвигается команда на снегоходах.
Алюминиевые баллоны очень трудно увидеть на белом снеге, поэтому к ним крепят яркие ленты или гербы городов, откуда взлетает шар. Один баллон мы обнаружили на болоте, а вот второй – в лесу так и не нашли. Команда вернется за ним после окончания полета.
Вообще, с баллонами в этот было много казусов. Три баллона пилоты скинули не куда-то, а на территорию Учебного Центра ФСБ. Солдаты ожидаемо отказались отдавать. Пришлось связываться с мэром Рыбинска, а он, в свою очередь, связался с руководством части.
Фото Александра Усольцева
Мы прогонялись за шаром до позднего вечера и уже на исходе светового дня. Свернув на нигде не обозначенную дорогу, наш экипаж сумел первым догнать шар и принять сброшенный баллон.
Это невероятное чувство воодушевления, когда спустя много часов погони, ты, наконец, видишь шар и находишь баллон. Чувство сопричастности к героическому полету – непередаваемое!
Спустя 55 часов и 9 минут после старта полет завершился под Саратовом в нескольких десятках километров от границы с Казахстаном у населенного пункта Красный Кут. Предыдущий рекорд превышен на 4 часа 32 минуты. Всего за время полета путешественники пролетели 1029 км.
Кроме того, Федор и Иван стали обладателями двух российских рекордов — по продолжительности и по дальности перелета на воздушном шаре.
Видео приземления:
Любой рекорд нового времени строится не только на личном героизме участников. Это результат работы огромной команды специалистов – метеорологов, экспертом, инженеров и многих других. Этот рекорд – не исключение. Я счастлив, что мне удалось принять в нем участие!
Впереди у команды воплощение новых планов: полет в стратосферу на высоту в 25 километров, полет на дальность (действующий рекорд – 2366 километров, установленный все тем же японцем Мичио Кандой в 1994 году), полет на высоту в открытой корзине.