Когда я только планировал экспедицию “По дорогам Заполярья”, я просмотрел десятки сайтов и сотни репортажей об этих местах. И почти везде я не видел людей. Было ощущение, что их на Кольском полуострове практически нет. Но несмотря на это ощущение, а также суровые природные условия, территория Кольского полуострова была населена людьми еще 5000 лет назад.
Коренное население этих мест – саамы, раньше их еще называли лопари. Они заселили побережье Фенноскандии, физико-географической страны, выделенной финским геологом Вильгельмом Рамзаем в 1898 году в составе Норвегии, Швеции, Финляндии и западной части бывших Олонецкой и Архангельской губерний России, с началом таяния ледника.
В один из свободных от «дальняков» дней, мы отправились в Ловозерский район Мурманской области, в деревню Саамов или Самь-Сыйт, чтобы познакомиться с культурой коренного населения этих мест.
Деревня Самь-Сыйт находится чуть более чем в 140 км от Мурманска, по местным меркам, совсем рядом. Из них 80 км приходится на великолепную трассу «Кола».
Численность саамов в Российской империи, СССР и Российской Федерации остается одинаковой на протяжении последних ста лет и составляет около 2000 человек. Всего же в мире проживает около 75 тысяч представителей этого народа. Пожалуй, самым известным саамом можно считать американскую актрису Рене Зельвегер.
Саамская деревня в действительности мало похожа на деревню – это два небольших дома (административная постройка и жилое здание) и обширная территория, где живут олени, хаски, кролики и прочая живность. Кролики чуствуют себя полноценными хозяевами этого места – они абсолютно везде: караулят туристов на парковке, бегают по тропинкам и путаются под копытами оленей.
По словам нашего экскурсовода Виталия, разумеется саама, идея создания этнической деревни давно витала в воздухе – традиционная культура саамов стала забываться, молодежь не хочет жить в тундре. Кроме того, с созданием деревни связана легенда: место для нее указала шаманка, сказав, что сюда будут приезжать люди со всего света. При закладке деревни были проведены священные саамские обряды.
Вторым нашим сопровождающим по саамской земле стал очаровательный лосенок Валя. Он оказался в деревне по воле трагического случая – россомаха (медведь, а не герой Хью Джекмена) загрызла его мать, и лосенок прибился к людям…
… и неожиданно стал едва ли не главным туристическим аттракционом Саамской деревни. Где еще можно вот так обняться с лосем? Пожалуй только на Кольском полуострове:)
Еще одним непременным спутником гостей деревни являются кролики. Их тут невероятное количество и чувствуют они себя довольно вольготно: питаются оленьим кормом и бродят где вздумается (только в вольер к хаски не заглядывают).
Традиционно саамы исповедовали шаманизм, но примерно с XV века началась христианизация саамов. Тем не менее, первое, что здесь делают туристы – подходят к идолам, ответственным за разные стихии. Стихии олицетворяют разные сферы человеческой жизни – успех в делах, здоровье, любовь и так далее. Для усиления эффекта Виталий рассказывает множество случаев, когда сила идолов помогла людям в трудных жизненных ситуациях.
Чтобы идол “сработал”, ему нужно оставить монетку желтого металла – их следует привезти с собой, но, если что, можно разменять на месте.
В закрытых вольерах можно познакомиться с хаски – постоянными спутниками саамов. Саамские оленегонные собаки приучены и к выслеживанию дичи, выпасу оленей и охране жилища. Но, в то же время, верными их назвать никак нельзя: выведенные изначально для езды в упряжке, хаски должны одинаково лояльно относиться к любому человеку, так как часто они переходили из рук в руки.
Честно говоря, мне местные хаски не очень понравились. В их стае явно назревал конфликт, они то и дело огрызались друг на друга, и не вызывали умиления.
Зато мы впервые увидели живого песца (к сожалению, чаще их приходится видеть в виде шуб) – это оказался крошечный зверек, похожий на игрушечную лису.
Но пусть вас не вводит в заблуждение эта внешняя безобидность, в дикой природе песец – серьезный хищник, не брезгующий даже каннибализмом.
В лучшие времена размер оленьего стада зажиточного саама насчитывал до 2000 голов, но, по преданию, саам никогда не скажет точно сколько у него оленей. Не скажет не по незнанию, а чисто из конспиративных соображений:)
Выйдя на опушку, Виталий издал череду гортанных звуков и … земля задрожала под ногами! Три десятка оленей примчались из чащи леса на кормежку.
– Общаться с оленями – большое искусство! Чтобы одомашнить оленя нужно не менее 5 лет. – не без гордости отметил Виталий.
Олени оказались совершенно очаровательными! Как и лоси они очень ласково берут угощение из рук – у них нет передних зубов на верхней челюсти, и они никогда не укусят.
В общении с оленями есть всего одно, но важное правило – не поднимать руки выше головы. В противном случае, животное встанет копытами вам на плечи и может поранить.
Невероятно благородное животное!
Северный олень очень неприхотлив в еде – в холодное время года питается ягелем. В день каждый олень съедает по 5 кг ягеля, но вытаптывает — в пять раз больше. Из-за этого им и приходится переходить с места на место.
Самым легким членам нашей экспедиции посчастливилось оседлать оленя, сам я не рискнул мучать животное…
Как я уже говорил, сейчас уклад жизни саамов претерпел значительные изменения. Они в большинстве своем уже не живут в тундре, не занимаются выпасом оленей, а стараются найти свое место в современном мире. Вот и у нашего визави наряду с оленями, припаркован на заднем дворе шведский внедорожник – какая-никакая, а небольшая дань традициям.
Еще 15 лет назад Виталий и сам жил в куваксе – временном саамском жилище, внешне напоминающем ненецкий чум, занимался выпасом оленей по всей Скандинавии от Мурманской области до Швеции и Норвегии.
Куваксу поддерживают три или более раздвоенных шеста, которые сцеплены между собой и поставлены на равном расстоянии друг от друга так, что они образуют треножник. Поверх шестов укладывают шкуры оленей или более современные покрытия типа брезента. Разновидность куваксы большего размера изготавливается из искривлённых шестов, которые обычно перевозят с собой при кочевании.
Внутри куваксы имеется очаг, который обеспечивает тепло и отгоняет насекомых. Дым выходит через отверстие в верхней части куваксы. Вокруг отверстия иногда оборачивают ткань, чтобы уменьшить отверстие, но так, чтобы дым мог выходить. Чтобы дым не застаивался, между землёй и покрытием (или у входа) оставляют щель.
В задней части куваксы традиционно оставляли «медвежий вход», использовавшийся в церемониальных целях (вынос тела умершего). В современных куваксах подобного второго выхода обычно нет.
Неподалеку от деревни расположено озеро “Семь ключей саамов” – конечно же священное. На озеро с нами пошел и Валентин:)
Озеро действительно оказалось очень красивым (а по-другому в этих местах и не бывает) и очень чистой водой.
В завершение нашей встречи мы попробовали традиционные саамские развлечения – метание няртала (аркана) на рога оленя, кидание корневых колец на рога лося. Не сыграли только в саамский футбол (да-да, есть и такой!) – “самь палл”, – не собрался кворум.
К слову, и няртал и корневые кольца достигли своей цели – в тот день местные духи были явно благосклонны к нам.
На дорогу Виталий накормил нас вкуснейшей ухой из сига и саамским чаем “пакула” из 200 летнего чайника.
Как проехать в Саамскую деревню:
Координаты – 68.133513, 33.932584
Сайт – http://lovozero51.ru
Стоимость экскурсии – 1500/чел.