После посещения хребта Муста-Тунтури большинство путешественников продолжают движение дальше на северо-восток на полуострова Средний и Рыбачий. На момент принятия решения я не до конца уговорил жену на ночевку в палатке, а альтернативной ночевки на Рыбачьем не предвиделось. Кроме того, по графику на следующий день нам предстояло отправиться в Териберку, а после в Дальние Зеленцы.
В итоге, на обратном пути было решено посмотреть так называемую Старую немецкую дорогу.
Прежде, чем я продолжу, давайте разберемся как она правильно называется. В интернете можно встретить три основных варианта названия:
1. Старая немецкая дорога – вариант не исторический, более-менее верный.
2. Пароварская дорога – за этот вариант историки меня чуть не убили. Он неверный и неграмотный! Населенный пункт называет Porovaara: Poro – Олень и Vaara – Гора, то есть Оленья Гора.
3. Швабская дорога или Scwaben Weg – единственно верный вариант названия. Изначально Швабская дорога – часть большого паломнического пути, который начинался в Восточной Европе и заканчивался в Португалии. На фронте, очевидно, немцы тосковали по родным местам и давали знакомые названия местным топонимам.
Дорога строилась во время войны в период с 1942 по 1944 год силами Организации Тодта (нем. Organisation Todt) – военно-строительной организация, действовавшей в Германии во времена Третьего рейха. Организация названа Адольфом Гитлером по имени возглавившего её Фрица Тодта. Дорога строилась немецкими инженерами и рабочими, а для черновых работ привлекались советские военнопленные.
Дорога строилась двумя участками навстречу друг другу. Место, где две бригады встретились, обозначено эмблемой Организации Тодта:
В действительности в районе Петсамо (ныне Печенги) и до полуостровов Среднего и Рыбачьего была построена целая сеть дорог снабжения. По нижеприведенной схеме можно примерно оценить масштабы системы снабжения – между Рованиеми и Печенгой около 600 км, а до Штеттинга (ныне Щецина) – около 2000 км. Также на схемах можно встретить Руссенштрассе, Аншлюссштрассе и другие названия.
Длина Schwabenweg по немецким оперативным картам составляет около 36 км. Казалось бы немного, но в условиях горного рельефа со множеством озер – это настоящий инженерный шедевр.
Первая остановка – контрольный пункт “Норд”. В действительности, он обозначал конец Швабской дороги, так как свое начало она берет в Печенге, но мы едем в обратном направлении.
Несмотря на прошедшие 70 лет и довольно вольное обращение с остатками немецких построек (в сети есть информация, что постройки нередко становятся мишенями для неумных танкистов и других военнослужащих), каменная кладка в очень хорошем состоянии.
Швабская дорога строилась очень грамотно: она не прыгает с сопки на сопку, а траверсирует неровности рельефа с минимальными наборами и сбросами высоты. Проще говоря, дорога идеально ровная! После многочасовых волнообразных колдобин по пути на Муста-Тунтури это воспринимается как чудо.
Если не знать истинное предназначение дороги, то ее можно счесть невероятно живописной.
Но в действительности, каждая груда камней – это огневая позиция.
А под ногами то и дело встречаются остатки аммуниции. Вот, к примеру, ржавый футляр для мин:
Следующая остановка – так называемый “домик Дитля”, названный в честь немецкого командующего горным корпусом «Норвегия» Эдуарда Дитля. На самом деле, эта постройка – домик для врачей, обслуживавших дивизионный пункт Норд. Вначале врачи жили в бункерах, построенных из бутового камня и мха, а в 1943 году потом был построен этот домик.
После войны дорога практически не эксплуатировалась – ее использовали лишь при разминировании сразу после отступления фашистов, а сейчас по ней иногда ездят танки во время учений. В Москве после проезда тяжелой техники, несмотря на резиновые гусеницы, перекладывают асфальт, а тут спустя 70 лет дорога сохранилась практически идеально.
Каждый ручеек уложен в специальные каменные направляющие и не размывает дорогу. Ювелирная работа!
Если бы дорога была пошире, тут вполне можно было бы “наваливать” – настолько она ровная и аккуратная:
Осилив примерно треть пути, мы развернулись, так как не хотелось ехать по темноте. По большому счету, на пути до Печенги мы вряд ли увидели бы что-то новое, кроме тех же самых пейзажей (невероятно красивых, но тем не менее).
В следующем репортаже мы отправимся в Териберку, место, где сознание определяет бытие. Не переключайтесь!
Как доехать до Швабской дороги:
1. Из Мурманска по автодороге А138 двигаемся в сторону г. Никель;
1. В точке 69.479533, 31.824395 будет КПП, где проверят документы;
3. Сразу же сворачиваем направо на грунтовку;
4. Теперь несколько часов едем только вперед:)
5. В точке 69.566414, 31.944461 нужно взять левее;
6. Далее ехать по направлению дороги, сверяясь со спутниковыми картами.